Новая реальность HR: две трети соискателей меняют не работу, а сферу / «РБК»

Две трети россиян, сменивших работу за 2 года, сделали это с переходом в новую отрасль. Больше всего соискателей притягивают ретейл, IT и медицина. Анна Крылова, гендиректор кадрового агентства UTEAM, — о том, почему люди меняют отрасль и какие трудности при этом испытывают
Наш опрос показал: 63% россиян, сменивших работу за последние два года, решились не только на смену работодателя, но на переход в новую сферу деятельности.
Ретейл, IT и медицина — самые привлекательные отрасли
Наибольшей популярностью среди соискателей, которые совершили межотраслевой переход, пользуются розничная торговля (10%), IT-сектор и медицина (по 8%). Также в числе лидеров — образование и логистика (по 7%). Причины следующие.
• Ретейл — сфера с большим количеством вакансий и минимальным порогом входа, особенно на стартовые позиции. По данным hh.ru, только на середину 2024 года прирост вакансий составил 60%, опередив показатели предыдущего года в полтора раза. В начале 2025 года компании продолжают сохранять высокую активность (рост спроса +26%).
• IT-сектор предлагает высокую зарплату, гибкий график и возможность дистанционной работы. Согласно исследованию Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в 2024 году зарплаты в IT превышали средние по рынку в 2,12 раза, составив 156 тыс. руб.
• Медицина привлекает соискателей возможностью приносить пользу обществу, выполнять социально значимую работу и получать стабильный доход. По данным Минздрава, средняя зарплата врачей в России за пять лет выросла на 40 тыс. руб., до 123 тыс. руб., по состоянию на третий квартал 2024 года.
Наименее популярные сферы — металлургия, сельское хозяйство, энергетика и добыча сырья. В них перешел лишь 1% респондентов. Эти сферы могут казаться менее привлекательными из-за высокого входного барьера (нужно профильное образование или большой опыт работы), сложных условий труда, а также ограниченных по сравнению с тем же IT карьерных перспектив.
Интересно, что отрасли, которые соискатели чаще всего выбирают для перехода, во многом совпадают с теми, где работодатели активно практикуют хантинг кадров. Согласно опросу, который в 2024 году провела рекрутинговая CRM-система Talantix, 77% компаний из розничной торговли, 53% IT-компаний и 89% медицинских учреждений хотя бы иногда переманивают сотрудников из других сфер. Это говорит о том, что межотраслевые переходы становятся не только выбором соискателей, но и стратегией самих работодателей.
На перемены людей толкает главным образом неудовлетворенность условиями труда
Главным мотиватором для смены индустрии стала заработная плата. Большинство респондентов (57%) указали, что именно финансовый фактор стал ключевым при принятии решения. Вместе с тем деньги — далеко не единственная причина для перемен. Среди других мотивов:
• неудовлетворенность условиями труда. Более трети (37%) опрошенных отметили, что их не устраивали рабочие условия, включая график, нагрузку и корпоративную культуру. Некоторые из них столкнулись с психологическим выгоранием;
• карьерный рост. Четверть (26%) опрошенных увидели в новой сфере больше возможностей для профессионального развития;
• интерес к новой сфере. Каждый пятый (21%) сменил индустрию из-за увлечения новой областью знаний. В частности, многие стремятся работать в инновационной среде, участвовать в передовых проектах и использовать цифровые инструменты, которые недоступны в их текущей сфере;
• стабильность и ценности. 18% респондентов искали более стабильную отрасль, а 14% — работу с большей социальной значимостью и совпадением по ценностям.
На межотраслевые переходы могут влиять и внешние факторы. Так, изменения в профессиональных интересах и тренды на переобучение — к примеру, через онлайнкурсы или программы повышения квалификации — подталкивают работников пробовать себя в новых индустриях.
Нехватка опыта и навыков осложняют работу в новой сфере
Несмотря на то что 69% опрошенных оценивают свой переход в новую отрасль как положительный опыт, а 30% — как нейтральный, процесс адаптации не всегда проходит гладко.
Среди основных сложностей, с которыми сталкиваются люди, решившиеся на трудоустройство в новой сфере:
- недостаток опыта в специфических задачах (26%);
- нехватка специфических навыков (25%);
- конкуренция с более опытными коллегами (16%);
- незнание отраслевых нюансов (16%);
- проблемы с адаптацией в коллективе (13%).
Один из ярких примеров — переход технического директора из западной FMCG-компании в российский тепличный комбинат на должность директора. Новый руководитель столкнулся с совершенно иной корпоративной культурой и отсутствием привычных коммуникаций. Однако при поддержке HR-команды смог перестроить свой привычный подход к работе.
Произошел симбиоз: директор адаптировался к новым условиям, освоив российские бизнес-практики, и одновременно обогатил компанию своим международным опытом, оптимизировал процессы.
Компании, которые уделяют внимание адаптации новых сотрудников, особенно если они пришли из другой отрасли, добиваются большего успеха. Среди «лучших практик» адаптации — организация менторства, корпоративного обучения и внедрение «дорожной карты» для новичков.
Источник: «РБК»
https://pro.rbc.ru/demo/6809f9959a794785ef1ee783
Другие публикации



































































